Америка глазами русской
провинциалки.
Автомобилизация Америки не просто стопроцентная, а как минимум
200-300-процентная, ибо машину имеет практически каждый взрослый член семьи.
И имеет не только потому, что он ХОЧЕТ её иметь, а потому что без неё он
становится «невыездным». Пешком там просто не ходят, не принято. Понятие
«общественный транспорт» для провинциальных городов еще существует, а в
мегаполисах из этого транспорта функционирует, в основном, метро. Пользуется
им публика, не имеющая автомобиля, т.е. практически самые нижние слои
населения. А в небольших городках его нет вообще.
По этой причине водить машину ДОЛЖЕН каждый. Соответственно и дороги, и
организация дорожного движения, и доступность автомобилей рассчитаны на
самого рядового неподготовленного водителя.
Процесс купли-продажи автомобиля занимает считанные минуты и не требует
вмешательства полицейских органов. Владелец автомобиля прямо в
регистрационном листке автомобиля (вроде нашего ПТС) своей рукой вписывает
имя покупателя, цену продажи и расписывается. Покупателю передается эта
бумажка вместе с автомобилем – и всё. Стать владельцем авто можно,
практически, не вставая с дивана.
А уже потом новый владелец идет в регистрационную контору (гражданскую, не
полицейскую) и регистрирует автомобиль. Основное назначение регистрации –
уплата налога. Выдадут квиточек-наклейку на регистрационный номер с указанием
даты, когда налог закончится. Просрочите – ваши проблемы, и немаленькие.
Штраф больше самого налога, помимо мороки. Дадут и сам номер – один, задний.
Передний никого не волнует, полиция обычно догоняет сзади. Номера в каждом
штате разные. Одинаковый цвет, название и эмблема штата. Поэтому в кино так
легко определяют – «да, был тут один с аризонскими номерами». Вообще, номер
своему железному другу можно выбрать самому (соблюдения строгих стандартов,
кроме размера, для этого не требуется), заказать в жестяной мастерской и гордо
разъезжать с вывеской «крейзи рашн», например, над задним бампером. Зачастую
такие эксклюзивные номера являются неплохим подарком к какому-нибудь
американскому Дню отца. Желательно только убедиться, что этот ваш эксклюзив
занесли в базу на автомобиль.
В этой же конторе можно сдать тест на знание ПДД и получить водительские
права. Из медицинских параметров проверяется только НАЛИЧИЕ зрения в
принципе, этим же клерком в приборчике-окуляре, без всякой медицинской
комиссии. Водительские права являются и удостоверением личности, другого
удостоверения у американцев, по большей части, нет.
Зарисовка с натуры: около магазина стоит старенький, но ухоженный «фордик»
типа нашей «божьей коровки», и хозяйка к нему выходит соответствующая, дама
как минимум трижды бальзаковского возраста, с маникюром и прической.
Вертикально держится только благодаря товарной тележке. Я думаю – машину ей
подарили на совершеннолетие. Служитель магазина помогает ей выгрузить
покупки. Не без труда дама усаживается за руль – и едет!
Общественный транспорт города с населением 300 тысяч человек представлен
автобусами, которые ходят по расписанию (взять его можно в любом магазине). В
расписании рейсы автобусов с платформой для инвалидов выделены особо.
Маршруты проложены исключительно по прямой, то есть или только север – юг,
или только запад – восток. Улицы в городах расположены так же, и большей
частью имеют названия штатов или других общеизвестных наименований. Но если
ваш маршрут проходит еще по перпендикулярной улице – то с этим же билетом
можно сделать пересадку. Автобусный билет имеет двухчасовое действие, в
течение этих двух часов можно объехать половину города с пересадками. А если
водитель доверяет вашей совести, а она – не главный ваш недостаток, то с этим
билетом можно целый день колесить. У многих проездные, это гораздо дешевле,
чем без него при ежедневных поездках. А тинэйджеры, так же как и у нас, умеют
по одному проездному впятером проехать.
Каждый автобус имеет впереди «бивни» для крепления велосипедов, поэтому
велотурист легко превращается в пассажира. Отдельную плату за велосипед не
берут.
Школьные автобусы – это каста неприкасаемых. Самый суровый штраф – это если
вздумаете обогнать автобус, когда он стоит на остановке и выпустил знак
«стоп» на проезжую часть. Выезд вереницы школьных автобусов после уроков –
ритуал не хуже смены караула в Кремле.
Любой город (а в Америке городом считается все, что у нас именуется поселком)
имеет свой автосалон и свою автосвалку. Купить машину не проблема, причем за
совершенно любые деньги – можно «Форд» за 500$, а можно и за 50000$.
Автосервис встречается на два порядка реже, чем «Макдональдс» (кроме
шиномонтажа и автомойки), и услуги очень и очень недешевы. Автомойки на
каждом шагу, машины идут сплошным потоком. Я бы сказала, что, по нашим
понятиям, здесь, если ездить по городу, грязи взяться неоткуда, и на мойку
загоняют вполне чистые машины. Такие они чистюли или указ какой вышел – раз в
неделю мыться, а они жуть какие законопослушные? А у нас и грязи побольше, и
мойки пореже. Но там я ни разу не видела на берегу реки Рио-Гранде купающийся
автомобиль и сохнущие на травке помытые коврики – такая картинка для Америки
из области фантастики.
Количество автомобильных кладбищ-разборок – огромно. Конечно, при такой автомобилизации
страны, приближающейся к единице на душу населения, когда-нибудь эти
автосвалки покроют всю площадь Америки. Но! Каждая авто-рухлядь стоит на
подставке (как наши колхозные коровы во времена великого голода). И, по мере
возникновения надобности у какого-нибудь авто-старьевщика, доступ к
авто-мощам всегда открыт. Проехав по Америке, могу заявить – автосвалки –
проблема! Ну, нет у них под боком России, вывозящей этот хлам на свою
территорию, как из европейских стран или Японии! Предложение значительно
превышает спрос, а утилизацией заниматься, видимо, невыгодно.
Заправка по-американски рассчитана на удовлетворение минимальных потребностей
не только автомобиля, но и водителя. Бегать к окошечку оператора не надо,
можно самостоятельно разбавить свой бензин ослиной мочой (типа смешать 93 с
76, например) и помыть стекла. Здесь же туалет (не малые архитектурные формы
без освещения и вентиляции, а вполне типичный благоустроенный американский
туалет с кабинкой для колясочников), закусочная, автомат для льда (это один
из наиболее популярных товаров в южных штатах), телефон.
НЕОБХОДИМОСТЬ иметь автомобиль, а то и не один, является очередным
принудительным стандартом американского образа жизни, не оставляющего выбора.
И зависимость американского автовладельца от своего железного коня добавляет
ему уязвимости.
ШколаЖизни.ru
|